Причины холодного нижнего патрубка радиатора при горячем верхнем патрубке

Наверное, многие автолюбители сталкивались с проблемой, когда нижний патрубок радиатора на ощупь холодный, а верхний горячий. Такое состояние является нормой для непрогретого мотора автомобиля и не достигшего показателей температуры охлаждающей жидкости 80-90 градусов. А вот если температура достигла нормы, но при этом нижний патрубок все ещё холодный, то следует задуматься. Скорее всего, это признак неисправности в системе охлаждения автомобиля.

Причин холодного нижнего патрубка радиатора, при горячем верхнем, может быть несколько. Во-первых, это неисправность термостата или помпы. Во-вторых, следует обратить внимание и на сам радиатор, возможно, он засорился. Теперь рассмотрим каждую возможную проблему по отдельности.

Немного о системе охлаждения автомобиля

Итоговая температура нижнего патрубка зависит от движения антифриза в системе охлаждения двигателя. 

В большинстве случаев структура системы охлаждения условно поделена на два контура. Первый, малый контур, характеризуется движением антифриза мимо радиатора. Второй, большой контур, запускается при достижении рабочей температуры около 85 – 90 °C. В этом случае происходит постепенное открытие термостата, что и позволяет запустить антифриз, в том числе и через радиатор автомобиля. 

Теперь о характере направления охлаждающей жидкости. Как правило, она попадает в радиатор через верхний патрубок, затем прокачивается вниз и по ходу движения охлаждается, выходя из радиатора по нижнему патрубку. Таким образом, охлаждённый антифриз снова попадает в рубашку охлаждения двигателя.


Существуют и своеобразные конструкции движения антифриза. Например, в модели ВАЗ 2109 термостат блокирует выход антифриза из радиатора, до тех пор, пока двигатель не прогреется основательно. В таких авто, как Лада Гранта блокируются оба канала или ввод радиатор, до полного прогрева.  

Исправной систему охлаждения стоит считать, когда низ радиатора пока холодный, а верхний уже нагрелся, в момент открытия термостата. Т.к. пока более горячий антифриз дойдёт до низу потребуется некоторое время. Также не стоит забывать, что зимой при включённом отоплении прогрев охлаждающей жидкости занимает больше времени. Разница открытия термостата в различных условиях может колебаться до 10 минут, вплоть до того момента пока автомобиль не начал своё движение. В холодные дни вообще можно наблюдать, что верх уже горячий, а низ еле тёплый, это объясняется быстрым охлаждением антифриза в самом радиаторе. 

Отдельным пунктом стоит выделить дизельные двигатели. Они прогреваются намного медленнее бензиновых ДВС. Поэтому нет ничего критичного в том, что большой круг открывается при длительном вождении или вообще при достижении скорости 100 и более км/ч.

Приступать к ремонту системы охлаждения стоит в тех случаях, когда возникают следующие признаки:

  • Верхний патрубок давно уже горячий, а нижний холодный при длительной езде в тёплый период года.
  • Радиатор постоянно тёплый только с верху, а низ постоянно холодный. 
  • Температура на щитке приборов показывает превышение допустимой нормы, например 100-110 градусов.
  • Температура превышает норму при наборе скорости, но падает при медленном движении в холодный период эксплуатации.
  • Антифриз закипает в расширительном бачке, вплоть до выброса из него.

Для осуществления ремонта охлаждающей системы двигателя желательно отработать предлагаемый чек лист:

  1. Проверить состояние термостата, возможно, он заклинил и находится в закрытом или полузакрытом состоянии. Потребуется замена термостата, если данная проблема подтвердится.
  2. Помпа (насос охлаждения) износилась, поэтому в системе не создаётся необходимый напор ОЖ. Также, проблема решается заменой помпы.
  3. Более опасная проблема может возникнуть из-за возникновения отложений в каналах радиатора. Ремонт радиатора в этом случае практически бессмысленен, лучше купить новый. 
  4. Наиболее частая проблема, это возникновение воздушной пробки в системе охлаждения. Необходимо будет осуществить полную замену охлаждающей жидкости, желательно с промывкой системы.
  5. Наблюдайте за моментом включения вентилятора охлаждения, он должен включаться при достижении рабочей температуры. 

Самое сложное в рассматриваемом вопросе то, что диагностировать проблему можно только посредством наблюдения за состоянием двух патрубков, при рабочем двигателе. Датчик температуры охлаждающей жидкости может попросту не взаимодействовать с перегретым антифризом и показывать нормальную температуру.  

Компьютерная диагностика поможет только с заклиниванием термостата и при условии, если он снабжён электронным управлением. 

Внимание! Осуществлять эксплуатацию автомобиля при постоянном росте температуры превышающей рабочую норму, категорически запрещено. Т.к. это может привести к прорыву прокладки ГБЦ и попаданием охлаждающей жидкости в систему смазки двигателя. Также могут сорваться патрубки в период движения автомобиля, деформироваться ГБЦ, возникнуть задиры вплоть до клина ЦПГ.

Простые методы определения причин холодного нижнего патрубка и горячего верхнего

В целом нижний патрубок радиатора должен быть немного холоднее верхнего, т.к. охлаждающая жидкость, проходя свой путь по радиатору должна охлаждаться. Но разница между верхом и низом, при прогретом двигателе не может быть большой, тем более если нижний патрубок совсем холодный.

Вот основные методы определения причин холодного нижнего патрубка, при горячем верхнем.

Причина №1 - Заклинило термостат в закрытом или полузакрытом состоянии.

В этом случае охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу и не охлаждаться. Двигатель автомобиля значительно быстрее нагревается, отопление салона работает хорошо. В период движения температура будет постоянно расти, а вентилятор охлаждения чаще включаться.

Причина №2 – Неисправен клапан крышки расширительного бачка 

При возникновении такой проблемы, давление в расширительном бачке будет расти, автоматический сброс перестанет работать. Это приведёт к возникновению воздушных пробок в системе. 

Обратите внимание, как прогревается мотор автомобиля, скорее всего ему потребуется больше времени. Печка не греет, пока не осуществите значительную прогазовку, до 3000 об/мин. На холодную, бачок с ОЖ может деформироваться или втянуться.

Причина №3 – Каналы радиатора охлаждения забиты отложениями.

Антифриз не протекает или слабо протекает по радиатору и большая его часть попросту двигается по малому кругу. 

В этом случае мотор будет перегреваться, температура на приборной панели постоянно расти. Цвет антифриза в расширительном бачке может потемнеть вплоть до возникновения загрязнений и продуктов коррозии.

Причина №4 – Водяная помпа износилась, крыльчатка не способна создать необходимо давление для движения ОЖ в системе.

Движение антифриза в системе охлаждения будет незначительным и поэтому попросту не успеет охладиться в радиаторе. При этом давление в системе будет расти из-за неравномерного прогрева, сам радиатор на ощупь будет еле тёплым. Патрубки могут начать пропускать, а бачок вздуваться или шипеть. 

На больших оборотах, более 3000 об/мин нижний патрубок может прогреваться, но как только обороты упадут, опять охлаждаться.

Причина №5 – В контуре охлаждения возникла воздушная пробка.

Циркуляция антифриза снижается, могут сорваться патрубки, нарушается теплообмен системы. В этом случае, печка будет дуть холодным воздухом на любых оборотах. Попробуйте прогазовать, возможно получится удалить воздушную пробку в системе.


Купить патрубки радиатора в Липецке

  1. - Комплект патрубков радиатора (3 шт.). Цена: 370₽
  2. - Комплект патрубков радиатора (4 шт.) для ГАЗ 3302. Цена: 520₽
  3. - Патрубки радиатора УМЗ-4213 (грузовой) 100 л.с. Цена: 360₽
  4. - Патрубки радиатора УАЗ двигатель 421. Цена: 300₽
  5. - Патрубки радиатора УАЗ-421 100 л.с. Цена: 320₽
  6. - Патрубки радиатора УАЗ 452, 469, 90 л.с. Цена: 330₽
  7. - Патрубки радиатора УАЗ Патриот (комплект 5 шт.). Цена: 380₽