Почему уходит антифриз в автомобиле

Антифриз исполняет роль охлаждения двигателя автомобиля, а также его отопление. Под давлением и воздействием крыльчатки помпы, антифриз циркулирует из расширительного бачка по патрубкам, в каналы двигателя, радиатора, а также систему отопления автомобиля. Таким образом, мест возникновения утечки антифриза достаточное количество.

В этой статье мы рассмотрим причины возникновения утечки антифриза, возможные его локации, а также варианты обнаружения и решения проблем с течью. 

Устройство системы охлаждения автомобиля

В момент запуска двигателя и его последующей работы, происходит значительное трение внутренних деталей, из-за чего температура повышается до значимых показателей. Что бы избежать перегрев силового агрегата используется водяная система охлаждения двигателя, состоящая из:

  • расширительного бачка;
  • радиатора (с заливной горловиной, а также сливным вентилем);
  • термостата;
  • соединительных патрубков;
  • крана на рубашке охлаждения (в некоторых модификациях ДВС);
  • помпы;
  • ремня, привода водяного насоса;
  • радиатора системы обогрева салона;
  • аварийного датчика контроля температуры ДВС.

Все элементы системы охлаждения взаимосвязаны, поэтому при выходе из строя одной детали приводит к нестабильной работе, или даже к критическому перегреву ДВС. Наиболее распространённая проблема с системой охлаждения, связанна с долгим периодом эксплуатации без технического обслуживания. К причинам также можно отнести:

  • Засорённость радиатора охлаждения.
  • Появление накипи и грязи внутри системы.
  • Залипание термостата.
  • Недостаточное натяжение ремня водяной помпы.  
  • Износ патрубков.

Признаки утечки антифриза

Основным индикатором выхода из строя системы охлаждения автомобиля, в большинстве случаев, является загоревшаяся лампочка на щитке приборов. Но, к сожалению, возникновение такого сигнала говорит о достижении высокой температуры и не исключает перегрева ДВС. Причины возникновения высокой температуры разнообразны. Это может быть выход из строя помпы, или завоздушивание системы. Поэтому следует тщательно следить за состоянием элементов системы охлаждения, а также осуществлять техническое обслуживание каждые 50 – 70 000 км. Но если это уже произошло, то следует первым делом осуществить поиск утечки антифриза, и начинать необходимо с расширительного бачка.

Вот список основных признаков говорящих об утечки антифриза:

  • Наличие под машиной подтёков антифриза. 
  • Постепенно падающий уровень антифриза в расширительном бачке, даже после его пополнения. 
  • Возникновение маслянистых лужиц в салоне автомобиля.
  • Наблюдается белый цвет выхлопных газов.
  • Плохой подогрев печки автомобиля.
  • Происходит регулярный перегрев мотора.
  • Возникает пар из-под крышки расширительного бачка.
  • В салоне или около автомобиля ощущается сладковатый запах антифриза.

Причины возникновения течи антифриза и способы устранения

Для удобства мы рассмотрим каждую причину течи антифриза и способы её устранения согласно каждому агрегату системы охлаждения. Но предварительно укажем все возможные места вытекания:

  • трещины бачка охлаждающей жидкости или его крышки; 
  • недостаточная герметичность соединений;
  • ослабление хомутов; 
  • разрывы и другие повреждения трубок, патрубков, шлангов; 
  • износ прокладок термостата; 
  • износ сальника водяной помпы; 
  • поломки радиатора охлаждения; 
  • поломки блока цилиндров и головки блока цилиндров.

Расширительный бачок охлаждения

Возникновение подтёков на расширительном бачке, или появление течи из-под крышки может наблюдаться в случаях:

  • Завоздушивание системы охлаждения.
  • Выхода из строя расширительного бачка.
  • Проблемы с крышкой расширительного бачка.

Если проблемы связанны с самим бачком или его крышкой, то лучше не заниматься тратой времени, просто замените.

Выход из строя расширительного бачка возможен при увеличении давления внутри системы. В этом случае следует обратить внимание на работоспособность обратного клапана крышки, который должен срабатывать при чрезмерном давлении. Если же проблема не в крышке расширительного бачка, то обратите внимание на циркуляцию охлаждающей жидкости, подробнее читайте в этой статье.  

Патрубки системы охлаждения

Со временем, под воздействием колебания температуры внутри моторного отсека, резиновые патрубки начинают рассыхаться и трескаться. Поэтому, не стоит исключать утечку антифриза, как в местах крепления патрубков, так и в местах их изгиба. Внимательно осмотрите все патрубки системы охлаждения на прогретом моторе, т.к. внутреннее давление максимально быстро укажет место утечки. При обнаружении, не занимайтесь ремонтом, а просто замените патрубок.

Засорение или неисправность радиатора охлаждения

Существует два варианта неисправности радиатора охлаждения. 

Первый, когда соты радиатора засоряются фрагментами грязи и пыли. Что бы избежать данной проблемы, необходимо раз в 50 – 70 тыс. километров осуществлять полную мойку, или продувку сжатым воздухом. При этих процедурах, желательно полностью демонтировать радиатор, это позволит качественно осуществить его очистку.

Второй вариант, возникает при механическом повреждении, например от удара отлетевшего камушка в момент движения автомобиля. В этом случае вы сразу обнаружите место пробоины в радиаторе. Попробуйте восстановить целостность радиатора в сервисе, посредством пайки, опять же если повреждение и состав металла позволят это. 

Проблемы в системе отопления

Зачастую, при наличии проблем с утечкой антифриза в системе отопления, наблюдается сладковатый запах непосредственно в салоне автомобиля. Так же можно обнаружить пятно антифриза под ковриками. Для диагностики проблемы потребуется осуществить вскрытие пластиковых элементов салона и изучить место течи. Это может быть износ патрубков, по которым циркулирует антифриз или повреждение радиатора отопления. 

Прогорание прокладки ГБЦ

Прогорание прокладки головки блоков цилиндров. Зачастую данный процесс происходит из-за перегрева двигателя. Система охлаждения разгерметизируется, и антифриз уходит в систему смазки двигателя.

Диагностировать проблему возможно следующим образом. Для начала заведите мотор и наблюдайте за цветом выхлопа. Если цвет белый и не прозрачный, можно сказать насыщенный, то, скорее всего в систему попадает антифриз, а это грозит капитальным ремонтом двигателя. 

Также посмотрите цвет моторного масла на щупе, или крышке заливной горловины. Если будут наблюдаться молочные в крапинки, значит, в систему смазки попадает антифриз, скорее всего из-под прокладки ГБЦ.

Итоги

И так, наблюдайте за состоянием антифриза в расширительном бачке, следите за показателем температуры на приборной панели, любые симптомы имеют причину, поэтому уделяйте внимание следующим признакам:

  • Постоянное падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, так что приходится доливать. 
  • Присутствует белый дым в выхлопе, особенно в момент прогрева автомобиля. 
  • Наблюдается постоянная дымка над моторным отсеком.
  • Ощущается сладковатый запах в салоне или рядом с капотом автомобиля. Особенно это заметно в нагретом автомобиле.
  • Лобовое стекло запотевает изнутри, наблюдается масленая плёнка.
  • В салоне под ковриками мокрый пол, при этом если провести рукой, то будет ощущаться липкость на пальцах.