Если нет искры, почему стоит проверить катушку зажигания

В современных автомобилях свечи зажигания, как правило, оборудованы катушками зажигания. И в случае отсутствия искры в свече, в первую очередь стоит обратить внимание на состояние катушки зажигания. Такие признаки, как пропуски зажигания, нестабильный запуск мотора или ухудшение ускорения автомобиля, могут говорить о проблемах с катушкой зажигания. Поэтому в первую очередь стоит продиагностировать именно этот элемент зажигания.

Наиболее простой способ диагностики это возникновение индикатора на табло автомобиля, информирующий о проблемах в блоке управления двигателя. В такой ситуации, как правило, ДВС переходит в аварийный режим. И простая компьютерная диагностика, покажет код ошибки конкретной катушки зажигания.

В случае если автомобиль не обладает данным видом диагностики, можно осуществить ряд мероприятий, которые позволят определить сломанную катушку зажигания. Но прежде, стоит рассмотреть процесс работы данного устройства.

Когда при запуске автомобиля, ток попадает в первичную обмотку катушки, вокруг неё создаётся магнитное поле. Далее блок управления (ЭБУ) последовательно определяет момент возбуждения. Далее внутренняя электроника осуществляет прерывание тока в первичной цепи и генерирует высокое напряжение во вторичной. Таким образом, возникает искра в свече зажигания, которая в свою очередь воспламеняет топливную смесь в цилиндре двигателя. Для устойчивой работы катушки зажигания, дополнительно применяется конденсатор.

Перед тем, как осуществлять поиск нерабочей катушки зажигания, следует убедиться в работоспособности периферийных устройств системы зажигания. Так как, пропуски зажигания, например не всегда связаны с катушкой зажигания. В первую очередь визуально осмотрите состояние проводов, разъёмов. Обратите внимание на возможные перегибы, порезы, места коррозии. Оцените текущий заряд аккумуляторной батареи, целостность резиновых уплотнений. Дополнительно следует проверить исправность датчика оборотов двигателя, а также состояние предохранителя блока управления двигателем.

Теперь зная о принципе работы катушки зажигания, и исключив проблемы с периферийным устройством, давайте рассмотрим варианты непосредственной диагностики.

Диагностика катушки зажигания

В качестве примера возьмём устройство зажигания автомобиля Ford Focus III, с 1,0-литровым двигателем Ecoboost, с тремя цилиндрами (код двигателя: M1DA).

Существующие электронные и транзисторные системы зажигания успешно диагностируются за счёт измерения электрического сопротивления в первичной и вторичной обмотке катушки. В двигателе Ecoboost применяются три катушки, по одной на каждый цилиндр. Снимаем катушки зажигания, предварительно пронумеровав их согласно нумерации цилиндров, указанной на крышке ГРМ. Далее используя мультиметр и осциллограф, тестируем напряжение питания, вывода массы, сигнала возбуждения от блока управления. Эти три электрических контакта есть и на рассматриваемых катушках зажигания. Контакт номер один принимает команды от блока управления двигателем (ECU). Второй контакт - это масса, а третий - питание через реле R14 и предохранитель F33 (моторный отсек).

И так, проверяем напряжение питания при включённом зажигании. Мультиметр должен показать напряжение аккумулятора не менее 11,5 вольт. В двигателе Ecoboost автомобиля Ford Focus III, нормой считается напряжение 12,24 вольт. Если показатели сходятся, следует осуществить проверку второго контакта. Для этого измеряем показания между заземляющим зажимом относительно плюса. В этом случае мы также получим показания напряжения батареи, но уже с минусом. Нормальным для рассматриваемого примера будет показатель 12,28 вольт.

Пример правильного напряжения в мультиметре

Если показания напряжения питания и клеммы заземления нас устраивают, проверяем сигнал возбуждения исходящего от блока ЭБУ двигателя. Для успешной диагностики используем осциллограф, который подключаем к первому контакту. Нам будут интересны показания команд исходящие от блока управления на каждую катушку зажигания. Обратите внимание на импульс входного сигнала, он должен составлять 2,8 миллисекунды. За это время формируется напряжение в первичной катушке, а затем – вторичное напряжение посредством электромагнитной индукции.

Управляющий входной сигнал сообщает, что блок управления двигателем посылает импульс на отдельные катушки. Однако это не служит доказательством того, что происходит фактическое преобразование напряжения между внутренней электроникой катушки и первичной или вторичной обмотками катушки и что впоследствии возникает искра для зажигания. Чтобы убедиться, что вторичная обмотка запитана напряжением (и что катушка срабатывает), необходимо использовать специальное высоковольтное испытательное устройство для измерений высокого напряжения (может достигать 35 000 вольт).

Осуществив диагностику всех трёх контактов каждой катушки зажигания, вы сможете решить, какая из них перестала работать. Далее меняем неисправную катушку на новую. Подобрать оригинальную катушку зажигания, или подходящий аналог, вы можете в каталоге интернет-агрегатора AVEDO.